Фонд детям

Домашний микрореабилитационный центр

Направление практики

Домашний микрореабилитационный центр

Субъект Российской Федерации

Вологодская область

Разработчик

Бюджетное учреждение социального обслуживания Вологодской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Сокольского района»

Год

2023

Работа ДМРЦ проводится в рамках разработанного алгоритма оказания услуг, его успешность  определена такими важными факторами реабилитации, как:  комплексность, цикличность и непрерывность абилитационных мероприятий. 

Первым шагом в работе ДМР является  проведение диагностики. Специалисты осуществляют выезды в семьи, изучают ИПРА, анамнез, медицинские показания, проводят опрос ближайшего окружения ребенка-инвалида. При составлении акта ЖБУ проводится оценка условий проживания семьи для выявления возможности занятий с ребёнком-инвалидом в домашних условиях: наличие необходимого оборудования и технических средств  реабилитации. 

1.png  2.png

Комплексное диагностическое обследование детей осуществляется на основе междисциплинарного подхода с участием нескольких специалистов (психолог, логопед, дефектолог, специалист по социально-бытовой адаптации, инструктор  ЛФК). В процессе диагностики оцениваются все линии психофизического развития детей с инвалидностью: двигательное развитие, самообслуживание, речевое развитие, развитие когнитивной сферы (особенности внимания, памяти, мыслительных операций), эмоционально-личностные особенности.

За каждым конкретным ребенком и его семьей закрепляется куратор, который отвечает за своевременное занесение записей в личное дело, подготовку документов для консилиума специалистов.

На основе результатов диагностики и изучения условий проживания на консилиуме  составляется индивидуальный реабилитационный маршрут (ИРМ) помощи в соответствии с выставленным реабилитационным потенциалом/прогнозом. 

Блок реализации реабилитационных мероприятий ИРОМ содержит следующую информацию: название реабилитационного мероприятия; направленность  и цель мероприятия; количество и длительность проводимых реабилитационных  мероприятий; специалист, проводящий образовательное или реабилитационное мероприятие; планируемый и достигнутый результаты.

Далее специалисты и родители работают по ИРМ. Осуществляются: домашние визиты специалистов, дистанционное консультирование, контроль выполнения  домашних заданий, занятия в Домашней школе, подбор необходимого оборудования и передача его на время реабилитации в семью.

Самостоятельно оказать компетентную помощь своему ребенку многие семьи затрудняются. В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребенка и ситуацию, в которой  он находится. Для решения данных вопросов создана «Домашняя школа», которая предусматривает  4 программы занятий  для основных нозологических групп. «Домашняя школа» обеспечивает  эффективную и грамотную подготовку родителей для включения и проведения реабилитационной работы и  в домашних условиях. Программы включают в себя: психолого-педагогическое и правовое обучение родителей, обучение подбору и использованию технических средств реабилитации, реабилитационным навыкам, а также навыкам осуществления реабилитационных мероприятий и навыкам ухода за детьми-инвалидами, общению с ними. 

Во время реабилитации проходит промежуточная диагностика (1 раз в 3 месяца), но учитывая сложность заболеваний детей, результаты могут долгое время оставаться на первичном уровне и улучшаться минимальными шагами. 

Срок реализации ИРМ индивидуален в каждом конкретном случае. По желанию законных представителей он может быть пересмотрен в случае получения новых рекомендаций медицинской организации, ПМПК, МСЭ, образовательного учреждения и может реализовываться далее, если мероприятия, рекомендованные в ней, остаются актуальными для ребенка. 

По истечении контрольного срока реализации ИРМ специалист-куратор осуществляет взаимодействие с законным представителем ребенка-инвалида с целью уточнения  необходимости либо изменения ИРМ, либо завершения мероприятий ИМР (частично или полностью).

Домашний микрореабилитационный центр
Результаты:

Практика позволяет организовать комплексную помощь ребенку с инвалидностью для его оптимального развития при непосредственном участии семьи и ближайшего окружения.

Благодаря помощи специалистов родители получают возможность научения различным способам реабилитации в домашних условиях, что повышает их компетенцию, дает знания и силы для продуктивного воздействия с ребенком, профилактируя отказы от детей и социальное сиротство.