Фонд детям

Проект «Домашний микрореабилитационный центр»

Направление практики

Домашний микрореабилитационный центр

Субъект Российской Федерации

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Разработчик

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский реабилитационный центр»

Год

2023

Домашний микрореабилитационный центр – технология комплексной реабилитации, основанная на создании реабилитационной и коррекционно-развивающей среды в домашних условиях, которая способствует компенсации (устранению) ограничений жизнедеятельности, социализации и гармоничному развитию ребенка-инвалида в семье.

Мероприятия включают в себя проведение медико-психолого-педагогической диагностики состояния ребенка-инвалида, формирование цели проведения реабилитационных мероприятий, формирование программы реабилитации, комплексную реабилитацию ребенка-инвалида междисциплинарной командой специалистов (врач-педиатр, логопед, психолог, инструктор по адаптивной физической культуре), предоставление в семью реабилитационно-развивающего оборудования, оценку эффективности реабилитационных мероприятий и реабилитационного прогноза.


2.png  4.png  3.png

Мероприятия позволяют организовать непрерывный, системный процесс обучения родителей (законных представителей) правильному уходу за ребенком, проведению с ним процедур и коррекционно-развивающих упражнений посредством очных консультационно-образовательных мероприятий, дистанционных реабилитационных занятий. Проведение социально-значимых мероприятий (в том числе выездных) для семей, воспитывающих детей-инвалидов, совместно с общественными организациями, волонтерами, учреждениями культуры и спорта. Проведение мероприятий по психологическому сопровождению семей (психологических консультаций, арттерапевтических сеансов).

Мероприятия включают в себя оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам предоставления льгот семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Разработка и распространение информационных и консультативных материалов для родителей.

Мероприятие включает в себя издание информационно-методического сборника для специалистов, в котором содержится описание современной социальной практики, внедренной в ходе реализации проекта, комплекса мероприятий по организации социальной службы «Домашний микрореабилитационный центр»; проведение итоговой конференции регионального уровня для специалистов организаций различной ведомственной принадлежности (50 человек).
Благополучатели практики:

 -  дети-инвалиды (от 0 до 18), проживающие в семьях, не имеющие возможности посещать социальные учреждения в связи со сложными сочетанными диагнозами, высокой степенью ограничений мобильности. Число детей, включенных в целевую группу – 30 человек;

 -  семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Число семей, воспитывающих детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать социальные учреждения в связи со сложными сочетанными диагнозами, высокой степенью ограничений мобильности - 30 семей.

Число взрослых (родители, опекуны, попечители и другие лица, непосредственно связанные с детьми целевой группы проекта), принявших участие в мероприятиях проекта – 45 человек.

Число детей из социального окружения детей целевой группы, участвующих в мероприятиях проекта – 35 человек.

Соисполнителями проекта выступают высшие учебные заведения, учреждения культуры и искусства, физической культуры и спорта, общественные организации и НКО.

Результаты:

Проект «Домашний микрореабилитационный центр» позволил создать комфортную, доступную и непрерывную среду для получения реабилитационных услуг для детей-инвалидов и их семей (в том числе детей раннего возраста и детей с тяжелыми множественными нарушениями развития), не имеющих возможность регулярно посещать учреждение социального обслуживания.

Сургутский реабилитационный центр организовал комплексную реабилитацию для детей-инвалидов в домашних условиях. Реабилитационные мероприятия включили в себя проведение медико-психолого-педагогической диагностики состояния ребенка-инвалида, формирование цели проведения реабилитационных мероприятий, формирование программы реабилитации, комплексную реабилитацию ребенка-инвалида междисциплинарной командой специалистов (врач-педиатр, логопед, психолог, инструктор по адаптивной физической культуре, культорганизатор, специалист по социальной реабилитации).

Благодаря проекту увеличился объем предоставления реабилитационных услуг, оказанных в домашних условиях семьям, воспитывающим детей с инвалидностью; обеспечена доступность социально-правовых, социально-бытовых, социально-педагогических, социально-психологических услуг и услуг в целях повышения коммуникативного потенциала детям-инвалидам, не имеющим возможности посещать социальные учреждения.

В рамках организационного этапа на базе учреждения сформирована рабочая группа по реализации проекта из 11 человек, в которую вошли 7 сотрудников учреждения и 2 привлеченных специалиста. Рабочая группа осуществляла контроль над качеством реализации проекта, проводились все организационные мероприятия, велась основная документация по проекту. Участники следили за ходом реализации проекта, при необходимости вносили корректирующие действия. Рабочая группа заседала ежеквартально. На встречах обсуждались вопросы привлечения добровольцев (волонтеров) к социально-значимым мероприятиям, необходимость приобретения материалов для реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях, вносились корректировки по приобретению реабилитационного оборудования и по изменению сроков запланированных мероприятий. В связи с ограничительными мероприятиями в период пандемии в регионе отдельные обучающие мероприятия для родителей и социокультурные мероприятия для семей были перенесены по срокам.

За время реализации проекта пройдено 6 курсов реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях.

Участниками проекта стали: 30 несовершеннолетних с различной нозологией от 3 до 18 лет; 45 родителей детей-инвалидов (законных представителей).

Проведена диагностика уровня развития психофизилогических функций. Результаты первичной диагностики внесены в ИКАИР (индивидуальная карта реабилитации и абилитации). Также в ИКАИР разработана программа реабилитационных мероприятий с частотой выходов на домашнее визитирование.

По результатам диагностики 100 % детей в начале проекта имели низкий уровень социально-бытовых, трудовых, социально-культурных и коммуникативных навыков.

Для каждого ребенка в индивидуальном формате разработано расписание предоставления социальных услуг согласно ИППСУ и назначению врача. В основном дети-инвалиды получали все необходимые социальные услуги на дому, это и социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-бытовые. Также благодаря межведомственному взаимодействию, дети обучались образовательным программам на дому. Получали услуги социального такси, няни на час и т.д.

В проекте использовались современные методы реабилитации и абилитации детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями. Были приобретены альтернативные средства коммуникации, такие как карточки PECS, приложение по примеру «Аутизм. Общение», портативные коммуникаторы, айтрекеры, как вспомогательное средство для возможностей работы с компьютером для детей-инвалидов и ограниченным потенциалом в двигательной функции. По результатам использования имеются положительная динамика в освоении детьми-инвалидами альтернативных средств коммуникации для общения, выражения своих потребностей и желаний. При коррекционной работе психологи использовали современные методики: доски Сегена, кубики Кооса, набор Фребеля, набор Монтессори). За время реализации проекта получатели социальных услуг ежедневно, по расписанию, автоматизировали навыки по формированию реабилитационного потенциала с учетом рекомендаций специалистов. Для семей были разработаны циклы дистанционных занятий на развитие речевых навыков, познавательной и двигательной активности, а также уроки самомассажа. Все дистанционные материалы размещены на официальном сайте учреждения в специальной вкладке.

В рамках социально-бытовой реабилитации у детей-инвалидов формировались и закреплялись знания и представления о санитарно-гигиенических требованиях и правилах техники безопасности при использовании бытовых предметов. В квартирах создавалась специально-организованная среда. При необходимости в прокат выдавалось реабилитационное и дидактическое оборудование.

Социально-культурная реабилитация предусматривала формирование у детей-инвалидов социальных навыков, позитивных интересов, умение вести себя на концертных и праздничных мероприятиях, умение взаимодействовать в игровой форме с актерами, а так же главный навык-умение вести себя в общественных местах.

В рамках реализации социокультурной реабилитации для несовершеннолетних актеры театра и куклы «Петрушка» показали 5 спектаклей на дому, в том числе и для детей из ближайшего окружения. Городской культурный центр провел 2 концертные программы для детей и их родителей. Сургутский реабилитационный центр привлекал семьи к социально значимым мероприятиям, направленным на укрепление семьи и семейных ценностей, интеграцию семей в общество.

По отзывам родителей и детей, социально-культурная реабилитация помогала раскрепощению ребят, способствовала социализации и творческому самовыражению детей-инвалидов. Несовершеннолетние с большим успехом встречали театр у себя дома.

По результатам повторной диагностики у 78 % детей-инвалидов наблюдается значительная динамика в развитии психофизического потенциала. У 22 % наблюдается незначительная динамика в силу нозологических особенностей. Нулевая динамика у получателей услуг отсутствует. У 56 % (17 чел.) расширилась познавательная сфера, круг интересов. 85 % родителей (законных представителей) повысили уровень родительской компетентности. 100 % семей охвачено социально культурными мероприятиями.

Дети и их родители продолжают повышать реабилитационный потенциал с использованием дистанционных занятий, которые подготовили специалисты проекта.

Проведено более 1500 индивидуальных коррекционных занятий, направленных на формирование высших психических функций, навыков общения, получение нового сенсорного опыта, снятия эмоционального и мышечного напряжения; развитие творческих способностей, речи и речевого аппарата посредством использования современных методов и технологий работы (арт-терапия, музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия, ритмика, песочная терапия, телесная терапия, адаптивная физическая культура, программное обеспечение «Моби СОЛО», БАК – терапия, метод Томатис, логомассаж, Мерсибо). По результатам повторной диагностики у 78 % (24 чел.) наблюдается значительная динамика в усвоении материалов и средств занятий. Увеличился запас навыка взаимодействия со сверстниками, стабилизировался эмоциональный фон, расширился запас сенсорного опыта и творческих способностей.

Проведено 550 индивидуальных занятий, направленных на развитие познавательной сферы, на формирование усидчивости, умение действовать по правилам, умения работать с телом, на развитие взаимодействия левого и правого полушарий мозга (нейрогимнастика). По результатам повторной диагностики у 77 % (23 чел.) наблюдается значительная динамика в усвоении материалов и средств программы. Расширилась познавательная сфера, круг интересов, расширился двигательный репертуар, выработалась произвольность. У 23 % (7 чел.) наблюдается незначительная динамика в силу нозологических особенностей. Нулевая динамика у получателей услуг отсутствует.

Комплекс социальных услуг несовершеннолетние получали в соответствии с индивидуальной нуждаемостью. На каждого ребенка - инвалида заведен индивидуальный план реабилитации и абилитации ребенка, сформировано личное дело, где указаны все необходимые данные для проведения реабилитационных мероприятий в рамках проекта «Домашний микрореабилитационный центр».

В рамках проекта велась активная работа по психологическому сопровождению. За 6 курсов реабилитации для родителей проведены коммуникативные тренинги и мастер-классы, сеансы релаксации, встречи по интересам, лекции с участием практических психологов и преподавателей высших учебных заведений. С родителями проводилась индивидуальная психологическая и консультативная работа.

Вся работа с родителями была направлена на принятие своего ребенка, выработку правильного поведения по отношению к нему, способствующего успешной социализации ребенка-инвалида и успешному закреплению знаний и навыков, полученных на проекте, в домашних условиях.

Согласно обратной связи от родителей психологическая помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов, необходима и позволяет родителям разрешить межличностные проблемы, изучить свой коммуникативный потенциал, укрепляет их веру в себя и закрепляет новые знания и навыки в процессе реабилитации детей в домашних условиях.

По отзывам родителей – проект дал им возможность всесторонне развивать ребенка в домашних условиях, а также дал большую возможность в организации обучения в рамках реабилитации детей на дому, навыки, приобретенные на проекте, родители автоматизируют и применяют в повседневной жизни.

Таким образом, социально-психологическое направление дало положительные результаты в работе с целевой группой проекта: у большей части детей отмечена значительная динамика в развитии психофизического потенциала. В процессе проведения тренингов и индивидуальных занятий наблюдаются положительные изменения в эмоциональном фоне участников группы, а также в поведенческих проявлениях. В работе с родителями так же наблюдается положительная динамика - родители стали более открыты к контакту, овладели средствами взаимодействия с детьми.

Благодаря средствам гранта, спонсорской помощи и собственными средствами учреждения проект оснащен необходимым реабилитационным оборудованием. Приобретено оборудование по оказанию комплексной помощи детям, находящимся на домашнем обслуживании, не имеющим возможности посещать учреждение социального обслуживания в связи с нозологическими особенностями.

За время реализации проекта 3 специалиста смогли повысить уровень своей компетенции, приняв участие в курсах повышения квалификации и стажировке. Благодаря обучению в работу учреждения внедрены войта-терапия, БАК- терапия, костюм «Адели», повысилось качество оказания социальных услуг в условиях на дому.

Проект вызвал положительный резонанс в городском сообществе. На официальном сайте учреждения и в месеенджерах статьи о «Микрореабилитационном центре» имеют положительные отклики. Опыт учреждения стал использоваться в двух муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: Березовский район, Советский район.

В течение всего периода осуществлялось и информационное сопровождение проекта, которое позволило обеспечить коммуникационную среду для общения специалистов, участников целевых групп для обмена опытом, организации взаимопомощи, подготовки и распространения информации для целевых групп.

Трансляция опыта проекта состоялась на межведомственной рабочей группе по реализации Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре до 2021 года; на Всероссийской выставке-форуме «Вместе - ради детей!» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в 2021 и 2022 годах. С целью популяризации инновационной работы учреждением разработаны буклеты, памятки, брошюры с описанием Проекта и контактными данными учреждения.