Фонд детям

«От первого лица»: интервью главы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марины Гордеевой

21 ноября 2008

«От первого лица»: интервью главы Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марины Гордеевой

20 / ноября /

Передачу "От первого лица" ведёт Наталия Бехтина.

Гость в студии – Марина Владимировна Гордеева, председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

- 20 ноября отмечается Всемирный день ребёнка. Это мероприятие международное, организованное ООН. Видимо, там и ЮНИСЕФ принимает участие. Не знаю, как и сказать, праздник это или не праздник, но памятный день, в который внимание общества обращено на детей. У нас, вообще, много всяких дней – защиты ребёнка, всяческие права ребёнка стараемся защитить. И, тем не менее, ещё много тех, кто остаётся в трудной жизненной ситуации. Почему международная общественность обратилась к положению детей?

Гордеева: Для нас привычнее дата 1 июня – День защиты детей. В России этот день очень широко отмечается. Всегда проходят разные мероприятия, адресованные детям.

Всемирный день ребёнка у нас в стране менее известен, хотя день этот возник достаточно давно и связан он с тем, что в 1954 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную декларацию прав ребёнка. А уже 30 лет назад, 20 ноября 1989 года, ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. В этих документах обозначено, что дети – граждане, что они имеют права. Более того, подчеркивается, что права детей – это не права маленьких людей с маленькими правами, а совершенно особая сфера внимания, которая требует от общества и дополнительных усилий, и скрупулёзного выполнения этих прав.

Какие это права? Прежде всего, это право ребёнка на семью, право на здоровье, на развитие своих способностей, на образование. И много других пунктов есть в этой Конвенции.

Российской Федерацией Конвенция ООН о правах ребёнка ратифицирована. И в докладах, которые наша страна не единожды посылала в Комитет ООН по правам ребёнка, который осуществляет мониторинг за исполнением Конвенции, отмечалось, что основные принципы Конвенции в российском законодательстве, безусловно, отражены. Другое дело, что практика реализации зачастую оставляет желать лучшего. Или же есть вопросы, которые требуют особого внимания и существенного продвижения.

– Наверное, те вопросы, которые требуют существенного продвижения, как раз больше всего и должны беспокоить. Однако складывается впечатление, что в массовом сознании россиян нет такого, что есть Конвенция ООН, которую наше государство подписало. И мы постоянно только и слышим, что права детей, к сожалению, очень часто нарушаются. Нарушаются они в собственной семье, нарушаются зачастую в школе. Не знаю, имеет ли это отношение к теме, которую мы обсуждаем. Но буквально на днях множество было телесюжетов по поводу того, что дети умирают прямо на уроках физкультуры. И тут выясняется, что ни преподаватели физкультуры, ни классные руководители, ни даже иногда и родители ничего не знали о том, что ребёнок был не совсем здоров и что ему были просто противопоказаны занятия физкультурой. Это ведь тоже, наверное, требует какого-то серьёзного внимания. Потому что и врачи утверждают, что нынешние дети в своей общей массе стали более слабыми, чем были дети 20 или 30 лет назад.

Гордеева: Да, это, безусловно, один из насущных вопросов. Хочу сказать, что наша страна, если обратиться к международному аспекту проблемы, не уникальна. Во всем мире существуют вопросы, которые касаются детей и которые до конца не разрешены. Скажем, Совет Европы в настоящее время призвал страны-участницы присоединиться к акции "Построим Европу для и вместе с детьми". В этой общеевропейской акции особое внимание уделено трём темам. Первая – это защита детей от жестокого обращения. Права ребёнка зачастую массово нарушаются там, где, по сути бы, они должны были защищаться. Это и в семье, и в школе, и в иных государственных институтах. Другая тема – это юстиция, дружественная детям. Речь, прежде всего, идёт о тех детях, которые попадают в сферу внимания судопроизводства, дети, нарушившие закон, или дети, живущие в семьях, которые находятся не в ладах с законом. И здесь нужно, чтобы само судопроизводство, вся юстиция всё-таки увидела самость ребёнка. В законодательствах, в том числе и российском, присутствую особые процедуры, адресованные детям. Но практика реализации этих процедур, безусловно, должна быть дополнена существенными моментами, которые бы сделали эту сферу дружественной ребёнку. И ещё одна тема – это тема включённости детей в принятие решений, которые их касаются. То есть, не решать взрослому миру все детские задачи, думая, что взрослые лучше понимают, что детям нужно, а вести диалог, как бы включать детей в процедуру принятия решений…

Окончание беседы слушайте в аудиозаписи программы. 

Источник: "Радио России"

Другие новости